Пожалуй, сэр Фрэнк Уилльямс не мог и мечтать о лучшем подарке к 70-летию, чем победа его команды в Гран При. Увы, такого счастья он не испытывал с 2004 года, но Формула-1 потому и считается фантастическим видом спорта, что в ней возможны самые неожиданные сюрпризы. Один из таких в минувшее воскресенье преподнес Пастор Мальдонадо — вчерашний дебютант из Венесуэлы, который вряд ли попал бы в чемпионат мира, если бы не деньги национального нефтяного гиганта PDVSA. Но теперь отношение к Пастору в паддоке изменится. Он убедительно выиграл Гран При Испании за рулем Williams, сделав своему боссу один из лучших подарков в его жизни.

Все уже привыкли к тому, что в нынешнем сезоне результат гонки напрямую зависит от шин. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет, но то, что гонки стали непредсказуемыми — всем фактам факт. Кто мог предположить, что Мальдонадо будет так быстр на протяжении всего уик-энда? Никто! Даже в самой команде Williams на такое развитие событий никто не рассчитывал. Просто в этот раз у пилота и его автомобиля все сложилось воедино, как в Малайзии у Серхио Переса. Но тогда мексиканцу помог дождь, а в Испании, как обычно, было сухо и жарко, что делает достижение Williams еще более значимым.

Еще в пятницу Марк Уэббер предположил, что в финале квалификации многие гонщики предпочтут не показывать времени, чтобы сэкономить комплект шин Soft. Они в Барселоне изнашивались как никогда быстро, в очередной раз вызвав критику в адрес Pirelli. Пол Хембри, босс спортивного подразделения итальянской компании, все нападки парировал, мол, мы же для вас стараемся, чтобы гонка не превращалась в процессию, но его, кажется, никто не слушал. В паддоке говорили о возможных четырех, и даже пяти пит-стопах по ходу дистанции, но для начала нужно было все же распределить места на стартовой решетке.

Арьергард пелотона, как обычно, боролся между собой. Из наиболее примечательных событий стоит отметить то, что Виталий Петров опередил своего партнера по Caterham Хейкки Ковалайнена, а Нараин Картикеян не преодолел рубеж 107% из-за технических проблем с автомобилем. По логике вещей, индус не должен был стартовать в гонке, но стюарды, учитывая обстоятельства, решили иначе. Впрочем, судьба бедолаги Нараина интересовала только его самого и команду HRT. Куда больше внимания было уделено гонщику, который не смог выбраться из первого сегмента. На этот раз им стал Бруно Сенна. Бразилец очень хотел и мог пройти дальше, но допустил ошибку в 12-м повороте и вылетел с трассы. Тем более обидно ему стало, когда его партнер по команде показал пятое время в первом сегменте, а во втором и вовсе возглавил протокол.

К разочарованию своих болельщиков, в финал квалификации не пробились Дженсон Баттон и Марк Уэббер. Оба жаловались на плохой баланс автомобиля, на недостаточную поворачиваемость и плохое сцепление с трассой. То же касалось и Фелипе Массы, но для него в этом сезоне стартовать из второго десятка уже привычно.

Прогнозы Уэббера на финал квалификации частично оправдались. Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер решили не ехать на быстрый круг, и к паре немцев невольно присоединился Кобаяши. Несмотря на то, что показанное японцем время в Q2 позволило ему пройти дальше, отказ гидравлики лишил пилота шанса на борьбу.

В конце концов, поул с преимуществом в полсекунды вырвал Льюис Хэмилтон, опередивший сенсацию квалификации, Пастора Мальдонадо, и тех, кто не дотянулся даже до времени венесуэльца — Алонсо, Грожана, Райкконена, Переса и Росберга. Казалось бы, весьма любопытная стартовая решетка, но через два часа после квалификации она стала еще более интригующей. Дело в том, что сразу после окончания своего лучшего круга, Льюис Хэмилтон получил по радио от инженера команду остановить автомобиль. С ним, якобы возникли небольшие технические проблемы. Гонщик так и сделал, но позже выяснилось, что McLaren британца оказался легче разрешенного регламентом минимума. Причиной тому стала ошибка заправщика, поставившего тумблер не в то положение и откачавшего часть топлива. Когда механик осознал ситуацию, он снова начал заливать топливо в бак, но времени до конца сессии оставалось мало, и команда приняла решение выпустить машину Льюиса на трассу, что называется, «как есть». За что и поплатилась. Стюарды аннулировали квалификационные результаты Хэмилтона, но допустили гонщика к старту. Правда, лишь с последней позиции. На поуле, таким образом, впервые в карьере оказался Пастор Мальдонадо. 

Главная проблема на старте гонки для венесуэльца была в том, что в спину ему дышал кумир местной публики Фернандо Алонсо. Испанец всегда отлично выглядит в Барселоне, и не подвел своих фанатов и в этот раз, опередив Мальдонадо в первом повороте и возглавив пелотон. Чуть позади пары лидеров Грожан пропустил Райкконена, а после и Росберга, а Серхио Перес сразу же вынужден был отправиться в боксы из-за прокола.

Первая волна пит-стопов началась в Испании очень рано. Уже на седьмом круге Марк Уэббер сменил Soft (на котором стартовали все без исключения) на Hard. Кругом позже то же самое сделал и Феттель, а потом и почти все остальные. Такое развитие событий серьезно помогло Льюису Хэмилтону, выбравшему тактику не с тремя или четырьмя, а с двумя остановками. Безусловно, это был смелый шаг, но он себя оправдывал. В конце концов, стартуя с последней позиции, терять особо нечего. Если бы не очередная ошибка механиков McLaren, стоившая гонщику драгоценных секунд, результат британца в данной ситуации мог бы быть просто  отличным. Увы, это, и то, под конец дистанции шины на его автомобили износились достаточно серьезно, привело гонщика к финишу лишь на восьмом месте. Правда, впереди Дженсона Баттона, всю гонку умчавшегося с теми же проблемами, которые преследовали его в квалификации, но позади Росберга и Феттеля. Причем, Себастьян умудрился закончить гонку на шестой позиции, несмотря даже на то, что получил штраф в виде проезда по пит-лейн (вместе с Фелипе Массой) за игнорирование желтых флагов, а потом потерял еще какое-то время в боксах при замене носового обтекателя. Кстати, такую же замену, только гораздо раньше, провели и применительно к автомобилю Уэббера. Австралиец, к разочарованию Red Bull, завершил гонку вне первой десятки.

Большая разница в скорости между автомобилями с изношенными и новыми шинами привела к единственному в гонке столкновению с серьезными последствиями. На 13-м круге, атакуя Бруно Сенну, Михаэль Шумахер не учел эту разницу и то, что его оппоненту приходится начинать торможение раньше обычного, открыл DRS и врезался в Williams бразильца. Причем, Шумахер тут же в горячке обвинил Бруно в столкновении, но стюарды расставили все точки над «i», наказав пилота Mercedes AMG потерей пяти мест на старте Гран При Монако.

Главной же интригой, безусловно, оставалось имя победителя Гран При Испании. После первого пит-стопа Алонсо по-прежнему лидировал, но оторваться от Мальдонадо не мог. Понимая, что опередить Ferrari в прямой борьбе на трассе не получится, в Williams пошли на верный тактический ход, позвав Пастора за новым комплектом шин чуть раньше, чем это сделали в Скудерии с Фернандо. Мальдонадо в нужный момент выжал из автомобиля все, что мог, а Алонсо в это время, как назло, терял драгоценные секунды позади неуступчивого Шарля Пика. Этого оказалось достаточно, чтобы Пастор перехватил лидерство и даже создал отрыв от испанца.

Впрочем, Алонсо даже не думал сдаваться. К тому же, на третьем пит-стопе у Мальдонадо возникла заминка с креплением колеса, из-за чего он простоял возле своих механиков чуть более шести секунд, и снова подпустил Фернандо на дистанцию атаки, хоть и остался лидером. В тот момент казалось, что Ferrari легко расправится с Williams, имея за счет DRS преимущество на прямых, но Пастору каким-то чудом раз за разом удавалось отрываться от Алонсо в поворотах, и не допустить ни одной по-настоящему реальной попытки атаки на свою позицию.

Пастор выиграл. Алонсо, в принципе, тоже. Да, он не поднялся на верхнюю ступеньку подиума, но даже это второе место позволило ему сравняться в общем зачете с Себастьяном Феттелем и разделить с ним первую строчку. А следующая гонка — Монако, где Фернандо также традиционно силен. Получим ли мы в княжестве шестого победителя в шести гонках? Ответ на этот вопрос будет волновать многих. Особенно Льюиса Хэмилтона, который пока так и не смог прекратить свою скорость и потенциал автомобиля в победу.

Ну, и, напоследок, вернемся к Williams. Увы, радость победы триумфаторам Гран При Испании подпортил крайне неприятный инцидент, произошедший спустя час после финиша. В боксах британской команды возник сильный пожар. Причины его возникновения будут выясняться, но уже сейчас точно известно, что механики Williams, Force India и Caterham отправлены в госпиталь для обследования и лечения. Некоторые из них получили ожоги, у других обнаружены нарушения дыхательных путей. По предварительным данным, возгорание могло произойти из-за неполадок в KERS на стоявшем в боксах автомобиле Бруно Сенны. Оборудование команды сильно пострадало, однако соседи по паддоку, в знак уважения к сэру Фрэнку Уилльямсу, пообещали оказать команде посильную помощь. Больше информации относительно этого происшествия появится после расследования, инициированного FIA и другими заинтересованными сторонами.

Итоговые результаты

Положение пилотов и команд в общем зачете

Текст: Артем Киселев
Фото: XPB

prostodriver
prostodriver
41 год (15 лет за рулем), Киев
Ford Fiesta (Mk V) 2008
2 комментария