Нет места более подходящего для возвращения Формулы-1 с летних каникул, чем трасса Спа-Франкоршам. Нигде больше нет такого удачного сочетания естественных красот со скоростью и сложнейшими поворотами. А еще здесь фантастически переменчивая погода, способная любую гонку превратить в захватывающее и непредсказуемое зрелище. В 2011 году в Спа было все – интриги, слухи, дождь и жаркая борьба на трассе.

В центре внимания накануне Гран При Бельгии оказался Михаэль Шумахер. Ровно 20 лет назад семикратный чемпион мира дебютировал в Формуле-1, и произошло это именно в Спа. Шумахеру пришлось ответить на тысячу вопросов и принять сотни поздравлений, и немцу, кажется, было приятно снова почувствовать себя главным героем. Жаль только, что после возвращения в спорт Михаэль никак не может сорвать аплодисменты за подиумы и победы. Вот и в Бельгии дела семикратного чемпиона мира шли не лучшим образом. Мало того, что все три тренировки так или иначе были подпорчены дождем, не дав возможности ни поработать с настройками, ни обкатать новинки, ни определиться с шинами, так еще и в квалификации, в один из самых важных моментов уик-энда, механики Mercedes GP где-то ошиблись, из-за чего на прямой после седьмого поворота заднее колесо оторвалось, отправив автомобиль в защитный барьер. Произошло это в самом начале первого сегмента. Соответственно, никакого результата Шумахер не показал и вынужден был смириться со стартом из хвоста пелотона.

Вообще, оценивать итоги квалификации в Спа в этом году было крайне сложно. В начале сессии трасса оставалась мокрой после утреннего дождя, но постепенно подсыхала. Гонщики искали правильный момент для перехода с дождевых и промежуточных шин на слики, однако решающую роль играло даже не это, а то, с какими настройками автомобили покидали боксы. Синоптики уверяли, что в день гонки вероятность дождя невелика, но верить прогнозам в Арденнах можно далеко не всегда. Памятуя об этом, команды принимали разные решения относительно настроек, что тут же привело к серьезному разбросу в результатах – одни серьезно отставали, другие проезжали круг неожиданно быстро. Особенно отчетливо это видно по шестой стартовой позиции Хайме Альгерсуари. Свою Toro Rosso он настроил так, чтобы она идеально вела себя в сиюминутных условиях. Решение недальновидное, но так решила команда, а значит, у нее были на то основания.
 
Другое дело, когда на командном мостике ошибаются с моментом выезда из боксов и возвращения в них. Дженсон Баттон прочувствовал горечь такого просчета на себе, когда услышал по радио, что пора сворачивать на пит-лейн. На трассе в тот момент было много гонщиков, каждый из которых хотел и мог улучшить свой результат. Баттон знал это и несколько раз переспросил, уверена ли команда в правильности своего решения, на что услышал: «Да, Дженсон, возвращайся в боксы». В результате британец не прошел в финал квалификации, откатившись на 13-ю строчку протокола. В команде потом сказали, что гонщик сам немного ошибся и повредил шины, поэтому не смог бы пройти новый круг быстрее предыдущего, но Баттон, конечно же, не был согласен с такой трактовкой ситуации. Правда, и изменить уже ничего не мог.

Куда обиднее пилоту McLaren становилось от того, что его партнер Льюис Хэмилтон добыл себе право стартовать с первого ряда, бок о бок с обладателем поул-позишн Себастьяном Феттелем. Хэмилтон рисковал, выжимая из машины все, что возможно. Порой на пути британца оказывались менее быстрые гонщики, вроде Пастора Мальдонадо, но Льюис лихо обгонял их. В случае с венесуэльцем такой маневр едва не закончился большими неприятностями. Пастору, очевидно, не слишком понравилось то, что сделал соперник, поэтому в начале следующего круга, на прямой после первого поворота, пилот Williams обогнал сбросивший скорость McLaren и резко сместился влево. Обычно так гонщики показывают друг другу свое недовольство, немного оттормаживая и припугивая, но в этом случае Пастор перегнул палку и задел автомобиль Хэмилтона, сломав тому переднее антикрыло и повредив свою машину. За этот опасный проступок стюарды наказали венесуэльца потерей пяти стартовых позиций, переместив с 16 на 21 место, а Хэмилтон отделался предупреждением.
 
Еще одно решение судей коснулось Жерома д’Амброзио, Витантонио Лиуцци и Даниэля Риккиардо. Все эти гонщики не смогли преодолеть барьер 107%, однако, учитывая сложные погодные условия, им разрешили выйти на старт.

Право стартовать со второго ряда в Бельгии завоевали Уэббер и Масса. Фелипе второй раз подряд опередил в квалификации Фернандо Алонсо. Испанец показал только восьмое время, уступив также Росбергу, Альгерсуари и Сенне. Да-да, Бруно Сенне, который в Спа заменил в кокпите Renault Ника Хайдфельда и умудрился сходу опередить партнера по команде Виталия Петрова. У того, правда, были проблемы с рулевым управлением и шинами, но факты – штука упрямая. Россиянин занял на старте десятую позицию.
 
Утром в воскресенье над Спа светило солнце. Стало понятно, что дождя в гонке, скорее всего, не будет, но тут паддок взбудоражила другая история. Red Bull, McLaren и Toro Rosso обратились к FIA с просьбой дать им добро на замену передних шин на новые, поскольку на тех, которые прошли квалификацию, выявили пузырение. Теоретически, это могло привести к опасной ситуации, однако Force India и Williams выступили категорически против поблажек соперникам, поскольку в регламенте четко оговорены санкции за подобную замену – старт с пит-лейн. FIA вынуждена была отказать командам. В итоге, Льюис Хэмилтон и Хайме Альгерсуари стартовали на поврежденных шинах и никто не знал, насколько выносливыми окажутся составы Soft и Medium.

Феттелю удалось отстоять право на лидерство в Гран При Бельгии, однако через несколько сотен метров в знаменитой «Красной воде» великолепно стартовавший Нико Росберг оставил Себастьяна позади. На третью позицию, опередив Хэмилтона, вышел Масса, а Уэббер в очередной раз в нынешнем сезоне потерял много позиций из-за проблем со сцеплением.

Позади этой группы Бруно Сенна заблокировал колеса на торможении перед первым поворотом и вынес с трассы Хайме Альгерсуари. Испанец вынужден был сойти с дистанции, а бразилец поехал дальше, но лишился шансов на хороший результат. К тому же, за столкновение с Toro Rosso стюарды наградили его проездом через пит-лейн.

На третьем круге Феттель вернул себе лидерство, а кругом позже Баттон и Уэббер открыли волну плановых пит-стопов. Произошло это непривычно рано, однако ситуация складывалась таким образом, что новые шины позволяли ехать гораздо быстрее, чем прикатанные, и это своими примерами продемонстрировали многие гонщики, среди которых и лидер чемпионата мира. Откатившись назад после смены шин, Феттель быстро прорывался вперед, а когда соперники поочередно посетили своих механиков, вернулся в лидеры и довел гонку до победы даже при том, что останавливался трижды, в отличие от Уэббера, вопреки всему финишировавшего вторым, и Алонсо, рассчитывавшему на подиум, но увидевшему клетчатый флаг только четвертым.

Кто же занял место Фернандо на подиуме, спросите Вы? Дженсон Баттон! В Бельгии пилот McLaren был очень хорош. За счет правильной тактики и безошибочного пилотажа он смог сделать то, чего соперники не ожидали. Ключевым для Дженсона решением стал старт на шинах Medium. Таким образом он выполнил формальное требования регламента, после чего «переобулся» в Soft и пользовался этим преимуществом в те моменты, когда другие теряли время на более жестком составе. Единственным гонщиком, который, казалось, ничего не терял на Medium, был Уэббер. Именно ему, в итоге, принадлежит лучший круг в гонке.

Абсолютно одинаковую с Баттоном тактику выбрал еще один герой бельгийской гонки — Михаэль Шумахер. Юбиляру очень хотелось реабилитироваться за субботнюю неудачу, и он сделал это. Причем, сделал невероятно красиво. Стартовав с 24-й и последней позиции, Михаэль финишировал пятым — впереди партнера по Mercedes GP Нико Росберга.

Замкнули первую десятку в Спа Адриан Сутиль, Фелипе Масса, Виталий Петров и Пастор Мальдонадо. Венесуэлец впервые в карьере финишировал «в очках», а вот у россиянина настроение после финиша было не лучшим. Он ехал впереди Ferrari Массы, но чем ближе был финиш, тем серьезней становились проблемы с передними тормозами на его автомобиле. В итоге, в последнем повороте последнего круга тормоза «взорвались», как выразился сам Петров, машину развернуло и Фелипе проскочил вперед.

К сожалению, в интереснейшей борьбе в Спа почти не участвовал Льюис Хэмилтон. Побывав на пит-стопе, британец оказался позади более медленных гонщиков. Терять времени Льюису не хотелось, поэтому он пользовался любой возможностью выйти вперед. Когда настал через обгонять Камуи Кобаяши, Хэмилтон догнал его на прямой после «Красной воды», автомобили поравнялись, и Льюис, считая, что дело сделано, начал смещаться на идеальную для входа в Les Combes траекторию. В этот момент Sauber и McLaren столкнулись. Хэмилтон вылетел с трассы и разбил свою машину об ограждения, а Кобаяши поехал дальше, финишировав 12-м.

На трассе появился автомобиль безопасности, который на этот раз не принес серьезных перестановок в пелотоне. Ситуация со столкновением Хэмилтона и Кобаяши также оставлена без последствий, поскольку Льюис, как гонщик, который спровоцировал аварию, выбыл из борьбы, а его соперник продолжил движение.

Через две недели Формула-1 отправится в Монцу — еще одно знаковое для спорта место. Ferrari, традиционно, будет делать все возможное, чтобы добиться успеха перед своими болельщиками, но и в McLaren, наверняка, захотят побороться за призовые места. О триумфаторе Гран При Бельгии Себастьяне Феттеле и говорить не приходится. Борьба будет не менее острой, чем в Спа.

Текст: Артем Киселев
Фото: Sutton Images

borracho