Невероятная по накалу страстей и совершенно непредсказуемая гонка Формулы-1 в Малайзии завершилась победой Фернандо Алонсо, однако запомниться этот Гран При не только триумфом «красных». Обо всем и по порядку – в репортаже Autoua.net.

Не стоило ожидать, что за неделю, разделявшую гонки в Альберт-Парке и на Сепанге, расстановка сил в пелотоне претерпит какие-то изменения, а потому результаты квалификации в Малайзии, по большому счету, оказались прогнозируемыми. Первый ряд стартового поля снова достался паре пилотов McLaren Льюису Хэмилтону и Дженсону Баттону, однако по-настоящему счастливым человеком в тот день среди лидеров был Михаэль Шумахер. Впервые после возвращения в чемпионат он смог показать в квалификации третье время, уступив обладателю поула совсем чуть-чуть. И снова, как и в Австралии, он опередил Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля, между которыми вклинился еще один чемпион мира – Кими Райкконен. Правда, за этим несравненно лучшим, чем в Мельбурне, результатом финна снова стояла масса проблем. Во-первых, проблемы с рулевой колонкой в Lotus все еще не решили, а во-вторых, из-за замены коробки передач Кими вынужден был потерять пять стартовых позиций и начать гонку десятым.

Вообще, команду Lotus второй уик-энд подряд преследуют неприятности. К чисто техническим в Малайзии прибавилась и совершенно неожиданная – в ночь с пятницы на субботу сгорел гостевой домик команды. К счастью, никто в пожаре не пострадал, однако весь коллектив оказался без кухни, маркетологи без ноутбуков, а Райкконкен без одного из запасных шлемов.

Но вернемся к квалификации. Гонщикам Red Bull пока никак не удается заставить автомобиль работать эффективно, а потому давление на них оказывал не только Райкконен, но и Роман Грожан, и Нико Росберг. В результате Феттелю даже пришлось использовать для решающей попытки жесткий состав шин, с которыми, по его словам, RB8 становится более сбалансированным. Ну, а замкнули первую десятку Фернандо Алонсо и Серхио Перес. Вторая же Ferrari, Фелипе Массы, снова оказалась за пределами финального сегмента квалификации – на 12-й строчке, позади Пастора Мальдонадо.

Синоптики, как это принято в Малайзии, пугали паддок ливнями едва ли не на протяжении всего уик-энда, однако реально дождь вмешался в события на трассе только в воскресенье. Первые капли упали на асфальт Сепанга примерно за 35 минут до старта гонки. Трасса быстро намокла, поэтому все команды, за исключением HRT, «обули» своих пилотов в промежуточные шины (де ла Роса и Картикеян выбрали резину для сильного дождя), а все предварительно разработанные тактические схема оказались совершенно бесполезными.

На старте Льюис Хэмилтон сумел сдержать атаки Дженсона Баттона и сохранить лидерство, а вот за третью позицию борьба разгорелась более ожесточенная. Прекрасно стартовавший с шестого места Роман Грожан сумел протиснуться на третье, однако буквально через пару поворотов пилот Lotus задел Mercedes AMG Михаэля Шумахера  (хотя потом Роман почему-то утверждал, что это немец в него врезался) и обе машины отправились в разворот. К счастью, это не привело к цепочке столкновений, но для Грожана и Шумахера, фактически, означало потерю шансов на высокий результат. Роман вскоре и вовсе сошел с дистанции, вылетев в гравий, а Михаэль оказался 16-м.

Еще один контакт на первом круге произошел между пилотами Williams. Не сумев разминуться, Сенна и Мальдонадо едва не угробили вторую кряду многообещающую для английской команды гонку. А дождь, тем временем, стал настолько сильным, что уже в конце первого круга ряд пилотов отправился в боксы за шинами для самых сложных погодных условий. Не сделал это лишь Жан-Эрик Вернь, и риск дебютанта из Toro Rosso оправдался – воды стало так много, что дирекция гонки приняла решение выпустить на трассу автомобиль безопасности, а в конце девятого круга и вовсе остановила это безобразие красным флагом. Верню это дало возможность с 18-й стартовой позиции быстро очутиться на 10-й, позади Хэмилтона, Баттона, Переса, Уэббера, Алонсо и Феттеля. Как в этой группе оказался Перес, спросите Вы? Очень просто! Мексиканец был одним из первых, кто «переобулся», а потому избежал хаоса на пит-лейн и отыграл именно столько времени, сколько нужно было для того, чтобы опередить максимум соперников.

Ждать момента, когда дождь стихнет, и трасса снова станет более или менее пригодной для автомобилей Формулы-1, пришлось 50 минут. Наконец, директор гонки Чарли Уайтинг дал «добро» на рестарт, но только за автомобилем безопасности и обязательно на шинах для сильного дождя. Впрочем, уже в конце 13 круга сейфети-кар свернул на пит-лейн, и борьба началась вновь.

Чтобы детально описать все те события, которые происходили на Сепанге, потребуется немило времени, поэтому мы уделим внимание лишь ключевым моментам. И первый из них – ситуация с Дженсоном Баттоном. Победитель Гран При Австралии имел реальные шансы повторить свой успех за счет более раннего, чем у Хэмилтона, возвращения к промежуточным шинам, однако, в стремлении переиграть партнера по команде, британец слегка перестарался. В одном из поворотов, обгоняя HRT Нараина Картикеяна, Дженсон, еще не прогрев как следует резину, заблокировал задние колеса, допустил скольжение своего автомобиля, результатом которого стало сломанное антикрыло, вынужденное посещение боксов и такая потеря времени, что выше 14-й позиции на финише Баттон оказаться не смог.

Тем временем, то, что не удалось Дженсону, удалось Алонсо и Пересу. После пит-стопов они возглавили пелотон, оттеснив Льюиса на третью позицию. Следом расположились Росберг, Феттель, Райкконен, Уэббер, Масса, ди Реста и Вернь.

Когда к 20 кругу стало понятно, что дождь окончательно прекратился и трасса начала подсыхать, дирекция гонки разрешила пилотам использовать DRS, что, вполне естественно, привело к веренице обгонов. Одним это играло на руку, другим, чьи автомобили относились к шинам менее щадяще, сильно мешало. Вопрос теперь был лишь в том, когда наступит оптимальный момент для перехода на слики. Все ждали действий соперников, и первым не выдержал Даниэль Риккиардо. Увидев, что гонщик Toro Rosso поехал намного быстрее, примеру австралийца последовали все остальные.

После 43 круга первая десятка выглядела так: Алонсо, Перес, Хэмилтон, Феттель, Уэббер, Райкконен, ди Реста, Сенна, Вернь  и Хюлкенберг. Особенно хочется отметить в этом списке Сенну. Бруно провел как никогда боевую гонку, много сражался с соперниками, красиво опережал их и не допустил, при этом, ни одной серьезной ошибки. Ближе к финишу он смог обогнать еще и ди Ресту, а клетчатый флаг и вовсе увидел шестым. Помог ему в этом Себастьян Феттель. Вернее, Нараин Картикеян, автомобиль которого пробил двукратному чемпиону мира заднюю левую шину. Но, если в случае с Баттоном индус был совершенно невиновен, то в контакте с Себастьяном его вина 100-процентная, хотя Феттелю от этого ничуть не легче. Доковыляв до боксов, он потерял уйму времени, откатившись за пределы очковой зоны, в которую тут же попал Пастор Мальдонадо. Но и ему не суждено было добраться до финиша – за два круга до клетчатого флага мотор Renault на его Williams начал дымиться и команда попросила гонщика прекратить борьбу. Зато сход Пастора хоть как-то подсластил пилюлю разочарования Михаэлю Шумахеру и все команде Mercedes AMG, иначе не видать бы ей даже этого одного очка. Не понятно только, почему «Серебряные стрелы» не предприняли в таких переменчивых условиях, какие были в Малайзии, попытку рискнуть перейти на слики раньше соперников и отыграть на это кучу времени. Неужели знаменитое тактическое чутье Шумахера и Росса Брауна исчезло? Впрочем, со стороны всегда все видится проще. Главное сейчас для Mercedes AMG как можно скорее решить проблемы с быстрым износом шин и нивелировать разницу между скоростью в квалификации и гоночным темпом.

Ну, а мы плавно перейдем к тому, что на протяжении доброй половины дистанции держало в напряжении всех, кто смотрел Гран При Малайзии. Это борьба за победу между Фернандо Алонсо и Серхио Пересом. Каким бы невероятным это не казалось, но на Сепанге Ferrari боролась за главный трофей ни с Red Bull, ни с McLaren и даже ни с Mercedes AMG или Lotus, а с Sauber. И явным фаворитом в этой дуэли выглядел отнюдь не испанец. В таких ситуациях сложно объяснить причины происходящего. Очевидно, это благоприятное сочетание всех необходимых факторов, но есть, что есть. Перес отыгрывал у Алонсо от полусекунды до секунды на круге, и даже потеряв время из-за того, что позже испанца перешел на слики, причем, более жесткой смеси (Фернандо поставили Medium, Серхио – Hard), все равно был намного быстрее. Казалось, помешать мексиканцу одержать первую в карьере победу уже ничто не помешает, но… В самый неподходящий момент, когда цель была как никогда близка, Перес ошибся, чуть шире зашел в поворот, выехал за пределы трассы и отпустил Ferrari. За оставшееся время, правда, он снова сократил отставание от Алонсо до двух с небольшим секунд, но гонка к тому времени завершилась.

Откровенно говоря, взвешивая то, что произошло под занавес Гран При Малайзии, хочется сказать: «Браво, Ferrari! Позор, Ferrari!» Браво за то, что с точки зрения тактики для Алонсо все сделали правильно, а позор – за то, что снова, в который уже раз, опустили спорт, что называется, ниже плинтуса. У автора этих строк нет прямых доказательств, да и действующие лица вряд ли когда-нибудь будут открыто об этом говорить (разве что в глубокой старости), но мне очень слабо верится в то, что судьба победы на Сепанге решилась в честной и открытой борьбе. С вероятностью 99,9% Серхио Перес не смог поднять над головой первый в своей карьере победный кубок только потому, что ему запретили это сделать. Подтверждение тому – отрывок радиообмена между гонщиком и его гоночным инженером Марко Шюпбахом. И дело даже не в том, что услышал Перес («Нам нужна эта позиция, Серхио!»), а то, с какой интонацией это было сказано. Ровно с такой же, с какой в Германии 2010-го Роб Смедли сообщил Фелипе Массе о необходимости отдать победу Алонсо. Ну, а выстроить причинно-следственную связь, которая привела к приказу прекратить атаковать Фернандо и дать ему выиграть, проще простого. Во-первых, команда из Маранелло начала сезон далеко не так, как рассчитывала, и все вокруг понимают, что, сколь бы талантлив ни был Алонсо, в нормальных условиях автомобиль пока не позволяет ему бороться за победы, а на сокращение отставания от соперников уйдет время. А тут такой подарок судьбы! Дождевая гонка, удачное стечение обстоятельств, проблемы у основных конкурентов, и единственный, кто может помешать такой нужной победе Алонсо – юный гонщик команды Sauber. И снова все складывается как нельзя удачно. У Sauber очень давние отношения с Ferrari, команда использует итальянские двигатели и КПП, обкатывает перспективных для Скудерии пилотов и так далее, и так далее. А Перес, на секундочку, является слушателем Академии Ferrari и главным претендентом на место Фелипе Массы. Ходят слухи, что мексиканец заменит бразильца уже в этом году, а слухи в Формуле-1 никогда не появляются просто так, и чем сильнее их опровергают (а в Sauber их опровергают), тем больше в них правды. К тому же, Фелипе Масса своими собственными руками делает все, чтобы его как можно скорее списали в запас.

Предвижу вопрос: «А как же ошибка Переса? Ведь именно из-за нее он потерял время и не смог атаковать Алонсо?» Боюсь кого-то разочаровать, но спровоцировать такую «ошибку» намного проще, чем кажется. Она была вполне безобидной и ничуть не угрожала второй позиции Переса, но в глазах общественности снимала все вопросы. Как бы там ни было, Серхио и вся команда Sauber заслуживают самых искренних поздравлений. Они заслужили этот результат!

Что же, следующая гонка состоится только через три недели, но Формула-1 в этот период точно скучать не будет. У команд будет время, чтобы подумать над тем, как сделать свои машины быстрее, проанализировать успехи и промахи двух первых гонок и, может быть, Гран При Китая преподнесет болельщикам не меньше сюрпризов, чем битва на Сепанге.

Текст: Артем Киселев
Фото: Getty Images, XPB

prostodriver
prostodriver
41 год (15 лет за рулем), Киев
Ford Fiesta (Mk V) 2008