И гонщики, и болельщики привыкли к тому, что обгоны в Валенсии почти также сложны, как в Монако, а потому одним из важнейших слагаемых успеха здесь является квалификация. С особой тщательностью готовились к ней и лидеры, и команды среднего эшелона, и даже аутсайдеры. Но поработать как следует удалось не всем. Тимо Глок, например, еще в пятницу почувствовал себя плохо и обратился к врачам с жалобами на расстройство желудка. В субботу утром Тимо снова сел за руль, но быстро понял, что управлять автомобилем Формулы-1 в таком состоянии нельзя. В конце концов, немец пропустил квалификацию, а после врачи запретили гонщику еще и участвовать в гонке.
У Марка Уэббера, в то же время, со здоровьем все было в порядке, но легче от этого ему не стало. Пилота Red Bull донимали серьезные проблемы с автомобилем. Всю пятницу, в субботу утром и даже в квалификации Марк то и дело страдал от барахлившей гидравлики и нестабильности работы новой выхлопной системы RB8. Ко всему этому прибавился еще и отказ системы DRS в первом сегменте квалификации, из-за чего австралиец не смог пробиться в Q2, оставшись на 19-й строчке, впереди Виталия Петрова, но позади Caterham Хейкки Ковалайнена и двух Toro Rosso.
Одной из особенностей квалификации в Валенсии стала невероятная плотность результатов. Как следствие, малейшая ошибка в одном из поворотов могла серьезно повлиять на стартовую позицию. Достаточно сказать, что первая десятка гонщиков в Q2 уместилась в три десятых секунды, и первым, кто не попал в эту заветную зону, стал Фернандо Алонсо. Следом за испанцем оказался разочарованный Михаэль Шумахер, а за ним — Фелипе Масса, Бруно Сенна, Серхио Перес, Хейкки Ковалайнен и Даниэль Риккардо.
В борьбу за поул, по идее, вполне мог вмешаться любой гонщик, пробившийся в Q3. Особенно внимательно соперники следили за Пастором Мальдонадо, и тот действительно оказался быстр, но показал лишь третье время, опередив два Lotus Грожана и Райкконена, а также Росберга, Кобаяши, Хюлькенберга, Баттона и ди Ресту. Ну, а первый ряд стартового поля поделили между собой Льюис Хэмилтон и триумфатор квалификации Себастьян Феттель. Причем, на решающем круге немец оказался настолько быстр, что в паддоке снова заговорили о неком нелегальном техническом решении Red Bull. Себастьян на это лишь улыбался. Ему было абсолютно все равно, что говорят люди. По количеству поулов в тот день он сравнялся с Джимом Кларком и Аленом Простом, но мыслями был уже на старте гонки.
Жаркая погода и нестабильность шин Pirelli в очередной раз стали главными темами для разговоров перед гонкой. Однозначного ответа на вопрос, сколько пит-стопом может быть в гонке, не готов был дать никто. Один, два, а может быть три? Все это лишь подогревало интригу. Тем не менее, на первых кругах дистанции ситуация выглядела более или менее стабильно. Феттель уверенно рванул вперед, сохранив лидерство и начав создавать отрыв. Хэмилтон остался вторым, однако преследовал его уже не Мальдонадо, а Грожан. Позади этой парочки Камуи Кобаяши смог отыграть две позиции, а Фернандо Алонсо — сразу три. Росберг же, напротив, провалился на 11-е место.
Пока Себастьян привозил всем остальным гонщикам по секунде на круге, пытаясь обезопасить свое лидерство от посягательств соперников, Хэмилтон невольно помогал ему, работая своеобразным буфером. Тот же Грожан был явно быстрее Льюиса, но на атаку француз решился только спустя десять кругов. А вскоре подоспела и первая волна пит-стопов. Открыли ее Баттон и Перес. Затем боксы посетил Масса, но лидеры туда пока не торопились. Алонсо, например, еще до первой остановки смог опередить Хюлькенберга и выбраться на седьмую позицию, Райкконен обогнал Мальдонадо в борьбе за пятую, а вскоре Пастор откатился на седьмое место, не удержав позади Ferrari Фернандо Алонсо.
Вплоть до 20 круга, несмотря на многочисленные атаки, сражения между пилотами проходили относительно чисто и корректно, но рано или поздно эта тенденция должна была быть нарушена. И первыми сделали это Сенна и Кобаяши. Пока первый боролся с одним соперником, второй решил, что и у него есть шанс опередить Бруно. Вот только момент Камуи выбрал неудачный, решив просунуться в двухметровую щель между Williams и бетонной стеной. Избежать столкновения в такой ситуации крайне сложно, но виновным в этом эпизоде судьи признали именно Сенну. Сказать, что такое решение многих удивило, значит, ничего не сказать. С другой же стороны, судьям, обладающим всей полнотой информации, виднее. Забегая вперед, отметим, что во второй половине гонки Кобаяши снова отметился в столкновении, но уже с Фелипе Массой. Бразилец вынужден был отправиться в боксы с пробитым колесом, а Кобаяши на этом гонку закончил. Правда, уже после финиша стюарды вынесли свой суровый,но справедливый вердикт — на старте гонки в Сильверстоуне Камуи потеряет пять позиций.
Еще одной парой дуэлянтов, чья борьба имела серьезные последствия, стали Хейкки Ковалайнен и Жан-Эрик Вернь. Обгоняя Caterham, Вернь, видимо, решил, что сидит за рулем мега-быстрой машины, пролетающей соперников, как стоячих. Именно поэтому он дернул руль вправо и налетел на автомобиль Хейкки, сказав потом, что был уверен в том, что уже опередил Caterham. А посмотреть в зеркала? Хотя, нет, Жан-Эрик в них смотрел. Потом, когда разорванная задняя правая шина разбрасывала по трассе ошметки. Вернь это видел, но продолжал давить на «газ». А потом искренне сокрушался, что заменить шину оказалось невозможно, да и днище почему-то повредилось. Действительно, странно все это...
Как бы там ни было, поведение Верня не осталось незамеченным. В Сильверстоуне он потеряет десять стартовых позиций, а в Валенсии его действия привели к появлению на трассе автомобиля безопасности. Грожан, Хэмилтон, Алонсо, Райкконен, Мальдонадо, Хюлкенберг и Феттель воспользовались этим, чтобы провести пит-стопы. Для всех, кроме Хэмилтона, они прошли гладко. Механики McLaren же снова подвели своего пилота. На этот раз причиной задержки стал сломавшийся домкрат. В итоге, перед рестартом британец занимал лишь шестую позицию.
Но самое интересное было еще впереди. На рестарте Алонсо смог опередить Грожана, отобрав у того вторую позицию. Фернандо всерьез нацелился на попытки догнать и лидировавшего Феттеля, но побороться с немцем Алонсо было не суждено. Электрический генератор, поставляемый команде Red Bull вместе с моторами Renault, остановил Себастьяна на 35-м круге, лишив шансов не только на победу, но и на финиш в гонке. Алонсо, таким образом, к восторгу местной публики, оказался лидером, начав понемногу отрываться от Грожана. Хотя, и это уже не имело большого значения. На 42-м круге Роман сошел с дистанции из-за поломки все того же генератора.
Любопытно, что после неудачи на пит-стопе, Хэмилтон все-таки смог отыграться и вышел на третью позицию, превратившуюся после схода Грожана во вторую. Но проблема британца была в том, что ближе к финишу шины на его McLaren настолько износились, что избежать ощутимой потери скорости гонщик уже не мог. Этим тут же воспользовался Райкконен и попытался воспользоваться Мальдонадо. Почему попытался? Потому что атака венесуэльца закончилась аварией и сходом для Льюиса. Пастор же, несмотря на то, что его Williams остался без переднего антикрыла, доковылял до финиша на десятой позиции, но после был оштрафован прибавкой 20 секунд к итоговому результату и сместился на 12-е место. Вполне очевидно, что в столкновении примерно в равной степени виноваты оба гонщика. Естественно, Льюис не хотел уступать. Естественно, Пастор очень хотел на подиум. Но у венесуэльца была реальная возможность избежать контакта, срезав шикану. Он ею воспользоваться не захотел.
Итак, Алонсо выиграл Гран При Европы, став первым, кому в этом сезоне удалось выиграть две гонки. Вторым финишировал Райкконен, а третьим... Михаэль Шумахер! Да-да, семикратный чемпиона мира наконец-то поднялся на подиум в своей второй карьере. Кто-то скажет, что произошло это случайно, но тогда и о победе Алонсо, и о второй позиции Райкконена можно сказать то же самое. Стартовав 12-м, Шумахер всю гонку провел на пределе возможностей машины. Он реализовал хорошую тактику, сберег шины, обгонял соперников и планомерно пробивался вперед. А то, что часть гонщиков самоустранилось — не вина Шумахера. К тому же, он финишировал впереди своего партнера Нико Росберга, стартовавшего, на секундочку, шестым.
Не менее героично провел гонку и Марк Уэббер. Напомним, уходил в бой он с 19-й позиции, а клетчатый флаг увидел четвертым. Таким результатом австралиец спас положение Red Bull, заработав очки в ситуации, когда этого не смог сделать Феттель. К тому же, Марку это позволило подняться на вторую строчку в общем зачете чемпионата, уступая только Алонсо. Хэмилтон с Феттелем же опустились на третью и четвертую строчки соответственно.
Что касается Кубка Конструкторов, то там Red Bull пока лидирует, опережая McLaren на 37 очков. Но Lotus и Ferrari также очень близко. И далеко не факт, что очередные перестановки в общих зачетах не ждут нас уже через две недели в Сильверстоуне. Пожалуй, это пока единственное, что происходит с завидной регулярностью. И тем Формула-1 становится только интересней.
Текст: Артем Киселев
Фото: Sutton Images