До начала уик-энда на Сузуке сложно было предположить, какая из топ-команд получит преимущество, однако уже в пятницу стало понятно, что догнать пилотов Red Bull соперникам будет непросто. Феттель и Уэббер явно были быстрее остальных, что тут же породило волну слухов о неких технических решениях, примененных Эдрианом Ньюи и его инженерами в конструкции RB8. В частности, подозрения вызвало переднее антикрыло, которое, по мнению Ferrari, прогибается под нагрузкой сильнее, чем разрешено регламентов. FIA на жалобу итальянцев отреагировала и ужесточила методы своих проверок. Стоит ли говорить, что все без исключения автомобили новым требованиям удовлетворили?
Однако за всей этой суетой лишь в субботу стало понятно, что козырь Red Bull в другом. Команда довела до ума свою версию системы DRS, и именно она, очевидно, дала такую прибавку к скорости, оперативно компенсировать которую соперникам не удалось. Простыми словами, Red Bull добилась значительного снижения лобового сопротивления на прямых участках, за счет чего получила возможность выставить угол атаки заднего антикрыла на большую прижимную силу и, соответственно, перенастроить под это дело передаточные числа коробки передач. Именно поэтому у Феттеля и Уэббера едва ли не впервые в сезоне были наивысшие показатели в точке замера скорости, и именно поэтому они опережали соперников на первом секторе Сузуки, где крайне важна прижимная сила.
Феттель с легкостью завоевал поул, оказавшись единственным гонщиком, сумевшим выйти из 1:31, а пару ему на первом ряду составил Уэббер. Таким образом, Red Bull обеспечила себе наилучшие шансы на успех в гонке, но об этом чуть позже. Лучший из представителей McLaren, Дженсон Баттон, показал третье время, однако британец заранее знал, что потеряет пять позиций на старте за замену коробки передач. Хэмилтон же показал только девятое время. Возможно, Льюис мог улучшить свой результат, если бы не желтые флаги в самом конце квалификации, появившиеся из-за вылета Кими Райкконена, но помешали они всем, поэтому гадать совершенно бессмысленно.
Что касается Ferrari, то только Алонсо пробился в первую десятку, тогда как Масса не смог подняться выше 11-й строчки, превратившейся в 10-ю после штрафа Нико Хюлькенберга за замену коробки передач. Сенсацией же квалификации стали пилоты Sauber - Камуи Кобаяши готовился начать гонку с третьей позиции, а Серхио Перес — с пятой. Стройные ряды швейцарской команды разбил Роман Грожан, в очередной раз опередивший в квалификации Райкконена. А если говорить о тех, кто не претендовал на десять первых стартовых позиций Гран При Японии, то следует напомнить о Михаэле Шумахере. В четверг немец собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что окончательно завершает свою карьеру по окончании нынешнего сезона и уступает свое место в Mercedes AMG Льюису Хэмилтону. Вакансию же британца в McLaren займет Серхио Перес. Но это произойдет в следующем году. Сейчас же Шумахеру предстояло потерять 10 позиций на старте за аварию с Жаном-Эриком Вернем в Сингапуре. Учитывая 13-е время в квалификации, ставшее 12-м после штрафа Хюлькенберга, в гонку немцу уйти предстояло лишь 23-м. Но и Росберг не особо блистал — 14-я стартовая позиция. А Вернь, кстати, тоже потерял три позиции за блокировку соперника, но этот штраф помог только Сенне, Ковалайнену и Глоку.
По статистике, сейфети-кар на Сузуке — явление часто. Не обошлось без него и в этот раз. Если Себастьян Феттель сумел без каких-либо проблем сохранить лидерство в гонке, то позади него в первом повороте развернулись настоящие баталии. Сначала трассу не поделили Райкконен и Алонсо, в результате чего испанца развернуло и выбросило в гравий, где его гонка и завершилась на радость Феттелю, а потом под горячую руку Грожана попал Марк Уэббер. Роман просто врезался в Red Bull, отправив австралийца в разворот и на внеплановый пит-стоп, а сам позже получил штраф «Стоп-энд-Гоу», то есть 10-секундную остановку в боксах. И, конечно же, тонны критики, ведь это уже не первый случай, когда Грожан становится виновником стартовых аварий. Совсем недавно он даже отбывал дисквалификацию за провокацию массового завала в Спа. Очевидно, тот урок ничему Грожана не научил.
Впрочем, помимо вышеназванных не разминулись еще и Росберг с Сенной. Последний гонку продолжил, хоть и с поездкой за новым носовым обтекателем и последующим штрафным проездом по пит-лейн, а вот Нико с дистанции сошел. На трассу, тем временем, ненадолго выехал автомобиль безопасности, за которым первая десятка выстроилась в таком порядке: Феттель, Кобаяши, Баттон, Масса, Райкконен, Перес, Хэмилтон, Хюлкенберг, Мальдонадо, Риккардо.
Естественно, ряд аварий, сейфети-кар и прочие обстоятельства позволили некоторым гонщикам отыграть приличное количество позиций. В частности, Михаэлю Шумахеру и Фелипе Массе. Но если немец, как бы он не боролся, на финише так и не заработал ни одного очка, то для бразильца Гран При Японии сложился более, чем удачно. За счет стабильности и хорошо продуманной стратегии, Фелипе, в конце концов, пробрался на вторую позицию, впервые за два года поднявшись на подиум. Догнать уверенно лидировавшего Феттеля Массе было не под силу, но и преследователей Фелипе к себе не подпускал. А преследователи были очень серьезные — неудержимый Камуи Кобаяши бился за третью позицию с McLaren Дженсона Баттона. И выиграл это противостояние, осуществив свою детскую мечту подняться на подиум Гран При Японии.
Увы, партнер Кобаяши по Sauber, Серхио Перес, закончил гонку досрочно, причем, по своей вине. Мексиканцу так сильно хотелось ярко выступить на Сузуке, что атакуя McLaren Льюиса Хэмилтона, будущий пилот британской команды слегка перестарался, потерял контроль над автомобилем и вылетел с трассы, застряв в гравии. Льюис, в результате, финишировал пятым, впереди Райкконена, Хюлькенберга, Мальдонадо, Уэббера и Даниэля Риккардо.
Мы нарочно не стали в этот раз расписывать, кто, когда и сколько раз останавливался в боксах, поскольку все гонщики, которые избежали внеплановых визитов к своим механикам, меняли шины дважды. Вполне вероятно, такая же картина повторится и в Корее, где гонка состоится в ближайшие выходные. Значит это лишь то, что команды адаптировались и фактор шин к концу чемпионата несколько утратил свой вес. И это, в какой-то степени, даже хорошо, потому что так решающие битвы за чемпионский титул могут пройти в прямой и открытой борьбе пилотов и их автомобилей, без принципиального влияния внешних факторов. Словом, победить должен сильнейший, но впереди еще пять гонок. В Японии мы увидели, как в один миг можно потерять 25 очков преимущества. Никто ни от чего не застрахован.
Результаты
Гран-при Японии
Личный зачет
Кубок конструкторов
Текст: Артем Киселев
Фото: saltez и Sutton Images