Период 2008-2009 годов был тяжелым для Детройтской Большой тройки автопроизводителей. Если Ford формально никогда не подавал заявление о банкротстве, хотя и получил часть средств из государственного фонда спасения, то GM и Chrysler это сделали. General Motors пришлось хуже всех, поскольку автопроизводителю пришлось избавиться от четырех своих подразделений, чтобы остаться на плаву. Но как GM выбрала эти четыре подразделения? Недавнее интервью с бывшим топ-менеджером GM Бобом Лутцем проливает свет на то, как автопроизводитель мыслил в то время.
Motor1 недавно побеседовал с Лутцем о том, что привело GM к уничтожению брендов Saab, Saturn, Pontiac и Hummer вместо, а не, например, Chevrolet, Buick, GMC или Cadillac. Лутц подробно описал аргументы и всю логиу, которая была использована для смерти каждого бренда.
Что касается Pontiac, Лутц говорит, что боролся за бренд, но высшее руководство просто не принимало его:
"Я упирался изо всех сил. Но их слуховые аппараты были выключены, они говорили: "Это паршивый бренд, он был убыточным в течение многих лет". Я указывал на все признаки здоровья бренда; энтузиазм молодых покупателей по отношению к бренду и т. д. Я просто не смог убедить их. Так что, к сожалению, он умер. Я до сих пор считаю это трагедией".
Относительно Saab Лутц сказал, что годами пытался убедить своих боссов отказаться от бренда, но все затягивалось. Он назвал шведский бренд "бестолковым":
"Я годами пытался убедить своего босса в GM, что мы должны избавиться от Saab, и это всегда было ожидание до следующего года, ожидание до следующего года, ожидание до следующего года, а следующий год так и не наступал. Это был бестолковый бренд, который не вписывался в мейнстрим, и каждый раз, когда его делали более мейнстримовым, мы не продавали ни одного автомобиля. А когда он был бестолковым, что нравилось автомобильной прессе, во всем чертовом мире было всего 100 000 человек, которые хотели его приобрести".
Комментарии Лутца о Saturn интересны тем, что он признает, что такому бренду больше не было смысла существовать, особенно с существующим параллельно Chevrolet. Бренды постоянно наступали друг другу на пятки. Например, Chevrolet Malibu Hybrid и Saturn Aura Green Line были, по сути, одним и тем же автомобилем с разницей в цене в 745 долларов:
"От Saturn я был рад избавиться. Больше не было смысла в бренде Saturn. Chevrolet был так же хорош и так же надежен. А все дилерские сети за это время поняли, что нельзя кидать клиента, если хочешь остаться в бизнесе. Причина, по которой был создан Saturn, как бы отпала. Saturn был еще одним ртом, который мы должны были кормить при ограниченном капитале. Так что ладно, Saturn может уйти".
Что касается Hummer, Лутц говорит, что с этим брендом следовало поступить так же, как сейчас поступает GM — сделать частью GMC. Выделение Hummer в отдельный бренд означало, что пришлось бы создать ему отдельный модельный ряд, в котором он на самом деле не нуждался.
"Мы не смогли спасти Hummer, и это было ошибкой. Hummer никогда не должен был быть брендом, он должен был быть автомобилем в линейке GMC. Это должен был быть GMC Hummer, и тогда вы могли бы добавить один автомобиль в дилерский центр GMC, а когда бы он устарел, вы могли бы его заменить. Но как только мы выделили Hummer в отдельную франшизу, нам пришлось снабжать его полным модельным рядом автомобилей. У нас был H1, который никогда не продавался в значительных количествах. H3 продавался хорошо. H2, который был размером с Wrangler и Bronco, стал бы хитом продаж. Но я должен был признать, что бренд Hummer был ошибкой".
Лутц даже рассказал о том, что бренды Buick и GMC были в "черном списке". По его словам, администрация президента США Обамы и адвокаты по банкротству хотели сократить General Motors до двух брендов: Chevrolet и Cadillac. Buick в этой ситуации выжил только благодаря своей популярности в Китае:
"Назначенные Обамой нью-йоркские финансисты, которые понятия не имели об автомобильной промышленности, сказали: "у General Motors будет только Chevrolet и Cadillac". Мы спорили и говорили, что должны сохранить Buick, потому что если вы бросите Buick в США, он умрет в Китае, а это один из ведущих брендов в Китае. Так что не делайте этого. Поэтому нам удалось сохранить Buick".
GMC чуть было не сократили, посчитав, что он слишком похож на Chevrolet. Однако рентабельность бренда изменила мнение:
"GMC хотели отбросить, потому что он был вариацей Chevrolet. А мы показали им прибыльность бренда GMC и здоровье бренда GMC. Многие люди не стали бы владеть ни одним другим брендом GM, они были очень высокого мнения и владели внедорожником или пикапом GMC".
Очень интересно посмотреть в ретроспективе, чем было обосновано решение о выводе из состава гигантсткой автомобильной корпорации брендов с богатой историей. Если бы обстоятельства сложились несколько иначе, сейчас GM могла бы быть совершенной иной компанией.
Источник: Motor1